Меню
Суббота, 21 сентября 2019 12:07

Гештальтпсихология мышления, инсайт, эксперименты Келлера

Гештальтпсихология основана на процессах восприятия, однако это направление имеет свою значимость и в других сферах нашей психической жизни, а в частности в мышлении. При этом гештальтпсихология встает в оппозицию как к ассоцианистской, так и к вюрцбургской школе.

Что такое гештальт?

Гештальтпсихология в качестве объяснительного принципа вводит понятие «гештальта» - целостности. Таким образом, если остальные направления пытаются расчленить психическую жизнь человека и поделить ее на элементы, то здесь идет речь о целостном восприятии мира. Все психические процессы в гештальтпсихологии протекают вместе, а в психике присутствует целостная структура, которая и называется гештальтом.

Например, смотря видеоролик, человек воспринимает картинку и звук как единое целое. При этом он не раскладывает звуковой ряд на отдельные звуки, а видеоряд - на набор цветов и ощущений. Кроме того, люди не способны воспринимать написанные слова в отрыве от их значений и легко поддаются оптическим иллюзиям. Это связано с тем, что человеческий мозг стремится познать целостность – создать гештальт.

Любая проблемная ситуация также предстает перед нами как гештальт – целостная структура со своими элементами и связями между ними. Мышление осуществляется за счет последовательного перехода от одной такой структуры к другой. С помощью ряда таких переходов происходит преобразование структуры, что в конечном итоге приводит к решению проблемы. Проще говоря, решение находится тогда, когда человек смотрит на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения.

Эксперименты Келлера

Такое мышление было наглядно продемонстрировано в экспериментах В. Келлера [1]. Он решил доказать, что даже животные способны мыслить, а не просто действовать на основании инстинктов. Для эксперимента ученый взял человекообразных обезьян и предложил им двухфазные задачи (задачи с обходным путем). Например, чтобы достать банан, обезьяне недостаточно было дотянуться до него рукой. Необходимо было подставить ящик, залезть на него и только потом взять банан. В другой задачке ей нужно было соединить две палки в одну, чтобы дотянуться до банана. Или обезьяне можно было использовать только одну палку, но так, чтобы вытолкнуть банан через боковую стенку ящика, а не притянуть его к себе. Все подобные задачи представляли собой достаточно сложные последовательности из двух этапов, которые сложно решить простым методом проб и ошибок. Но обезьяны справлялись. Сначала они делали различные неудачные попытки, потом садились и думали. А после решали задачу и доставали банан.

Инсайт

Процесс решения задачи Келлер назвал инсайтом. Он предполагает, что в определенный момент у обезьяны в голове зарождается совершенно новое понимание проблемы. И это происходит не постепенно, а мгновенно, за счет реструктуризации ситуации. Однако у обезьян есть ограничения в мышлении. Ведь в гештальтпсихологии мышление понимается как реструктуризация наглядной ситуации. И действительно, обезьяна способна мыслить и решать проблему только тогда, когда ситуация для нее наглядна. То есть обезьяне необходимо видеть одновременно и ящик, и банан, и палку, чтобы решить задачу. И если положить палку недалеко от банана, но так, чтобы она не могла видеть их одновременно, то она не сможет решить задачу. Это связано с ограничением оперативной памяти у животных и небольшим размером их префронтальной коры. Так как у нас оперативной памяти намного больше, то мы можем удерживать в сознании больше объектов, и нам не обязательно видеть их перед собой.

Таким образом, мышление в гештальтпсихологии понимается как последовательная смена гештальтов путем инсайта. Нахождение решения для определенной задачи достигается благодаря преобразованию структуры гештальта, в результате чего приходит новое понимание проблемной ситуации – инсайт.

Литература:
  • 1. Келер. В Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.235-249.
  • 2. Фирсов Л.А., Чиженков А.М., Эволюция Интеллекта, СПб, «Астер-X», 2004 г., с.79-81.
  • 3. Когнитивная психология мышления. Гештальтпсихология мышления, инсайт и эксперименты Келера - https://www.youtube.com/watch?v=Pa8_uOWWy7Y

Автор: Голякова Дарья, журналист

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 411 раз
Другие материалы в этой категории: « Гештальтпсихология: проблемы и решения

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях, чтобы быть в курсе новостей:


 

На лучшие статьи по психологии, вышедшие за последнюю неделю.

января 04, 2018
дети-Маугли

Необратимость сенситивного периода: дети-Маугли

Наш современный мир вполне можно назвать детоцентричным: появляется множество методик развития, принцип проявления креативности стал основополагающим в процессе воспитания и обучения, реализуется индивидуальный подход. Особенно ценным для психологии развития…
августа 12, 2017
Теория личностных конструктов Джорджа Келли

Теория личностных конструктов Джорджа Келли

Долли возвращается домой в симпатичных коротких шортиках, которые издали вполне можно принять за элемент нижнего белья. Например, так вышло с миссис Смит, высматривающей девушку из окна. Вердикт миссис Смит прост – девушка ведет далекий от высоких моральных…
октября 03, 2015

Осознанные сновидения: психофизиология и феноменология

Научные исследования сна Сон – явление человеческой жизни, постоянно притягивающее внимание писателей, философов, мистиков, художников, ученых. По-настоящему глубокие, основанные на объективных методах научных исследований труды о сне стали появляться только…
вверх